В 2015 году исполняется 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Данное исследование посвящается его памяти, так как несмотря на время его стихи волнуют нас, кажутся близкими и понятными..
Моя первая встреча с поэзией Сергея Есенина произошла, когда я училась в начальной школе. Помню, что мне казалось, будто стихи написаны о тех местах, где я живу; картины природы были знакомы, вполне узнаваемы. Не надо было что-то додумывать, представлять – образы появлялись перед глазами сами собой. Помню те ощущения, которые я испытывала: чувство успокоения, тихой радости, хотелось улыбаться и верить, что все есть и будет хорошо.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
******
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
******
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
От этих строк шёл особенный свет – свет солнечного сияния, свет серебра, свет добра.
Став старше, я открыла для себя совсем другого Есенина. Мои первые потери, разочарования были созвучны чувствам, которые звучали в лирике Сергея Есенина: горечь утрат, предчувствие разлук, печаль от расставания с прошлым. Казалось, что я взрослела вместе с поэтом. Его стихи становились мне близкими и понятными. Детское восприятие безмятежности жизни исчезало…
В 11 классе, глубоко вникая в лирику Сергея Есенина, я ощутила во многих произведениях приближение неотвратимой беды, катастрофы. От детской умиротворённости, внутренней гармонии не было и следа. Тихое безмятежное счастье сменилось хаосом, стихией разрушения.
Целью моего исследования стало найти ответы на вопросы: Как удалось поэту вызвать такие эмоции? Какие знаки, символы, образы создают систему, которая так воздействует на читателя?
В исследовании использовались методы анализа, сравнения.
Гипотеза: система образов, знаки, символы отражают внутреннее состояние, мироощущение поэта.
Особого внимания, конечно, заслуживает система средств языковой выразительности, которая также отражает и гармонию, и хаос, но это материал для отдельного исследования.
|