|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1 слайд
|
Внеклассное занятие по окружающему миру. МБОУ СОШ с.Олекан.
|
|
1. Орг .момент.
|
Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу .Занятие у нас сегодня необычное. Давайте вспомним о ком или о чём мы говорили на предыдущих уроках?
Но вот о чем мы будем говорить сегодня на занятии вы должны догадаться. Тема спрятана в загадке. Я её загадаю, а вы внимательно прослушайте её и дайте ответ.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…( )
|
О птицах и о животных
птица
|
|
Так о чем же сегодня на занятии пойдет наш разговор?
|
О птицах
|
|
Какова цель нашего занятия?
|
Будем учиться помогать им выживать в трудное время.
|
|
(Помогите мне вспомнить тему нашего урока!)
|
«Птицы »
|
2.Актуализация знаний учащихся.
|
Класс делится на две команды и выбирает себе название.
Дайте название своей команде связанное с птицами.
|
|
|
Помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
|
ответы детей
|
3. Сообщение темы
|
Давайте поиграем в игру которая называется: “Да-Нет”.
|
|
Слайд 2
“Птицы ”
|
Ребята, а зачем мы это с вами повторяли перед игрой?
Молодцы!
|
Будем говорить о признаках птиц
|
4. Разминка. (таблица с изображением некоторых птиц и животных)
3 слайд.
После разминки.
(ответ)
|
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных
выделяется особая группа - группа птиц.
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.
1. Тело покрыто шерстью.
2. Тело покрыто перьями (+)
3. Есть клюв (+)
4. Есть зубы
5. Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+)
6. Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
7. Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
8. Перья на голове отличаются особой длиной (+)
9. Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”
|
2) +
3) +
5) +
7) +
8) +
9) ++++++
Вывод, есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.
|
5. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.
4 слайд. Картинка с изображением ласточки и скворца.
|
(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”)
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
|
Они улетают до наступления холодов.
|
|
- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
|
(Ответы детей)
|
5 слайд.
Перелётные
|
- Кто знает, как называются эти птицы?
|
Перелётные
|
|
- Почему их назвали перелетные птицы?
|
Они перелетают из одной местности в другую перед наступлением холодов.
|
6 слайд
Зимующие
|
- Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас?
|
Зимующие
|
|
Сейчас будет следующее задание: у вас на столах лежат конверты.
Как вы думаете, что в них?
|
Ответы детей.
|
|
Да, в них картинки с птицами. Ваша задача разложить по группам этих птиц. А по каким группам, вы сами сейчас определите.
|
|
|
Для какой цели мы это будем делать?
|
Чтобы знать, каким птицам нужна помощь.
|
Слайд 7 (по очереди выходят)
Ворона, дятел, воробей, сорока, голубь
|
Какие группы у вас получились?
- Прикрепите каждый по очереди свою птичку. (на доске слова –зимующие, перелётные).
Давайте проверим.
Отгадайте загадки.
1.Окраской – сероватая,
повадкой – вороватая,
крикунья хрипловатая –
известная персона.
Это -…( ворона)
2.Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
3.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый…(воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...(сорока).
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду. (голуби)
Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно.
|
1- зимующие, 2- перелётные
1).Ворона
2) Дятел
3) Воробей
4) Сорока
5) Голубь
|
Слайд 8
Снегирь, свиристель, журавль, утка, гусь
|
Назвать птицу по описанию.
- Сероспинный, красногрудый, в зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь).
- Этих птиц легко узнать по большому хохолку. В окраске этих птиц есть яркие желтые, красные и черные пятна. Зимой издалека слышен тонкий нежный свист, из-за которого эти птицы и получили свое название. (Свиристель.)
- Эта птица тоже часто встречается в сказках, пословицах и поговорках, баснях Крылова. Серый, на тонких, длинных ногах, обитается на болоте. журавль
- эта птица часто встречается в сказках , у неё много детей, она водоплавающее животное. утка
- когда вы были маленькими мама пела вам песню.я ее начну, а вы продолжите. Так мы узнаем еще одну птицу. Жили у бабуси…..(гусь)
Молодцы!
|
- Снегирь
- Свиристель
- Журавль
4) Утка
5) Гусь
|
Физминутка
|
“Птички”
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты).
|
|
Показ сделанных кормушек. Слайд 9
|
И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза. Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла?
- Почему нужно помогать птицам зимой?
- Где ночуют птицы?
- Как мы им можем помочь? Вы что для этого можете сделать?
|
Легче раздобыть пищу
Кормушки
|
Рассматривание пакетов семян.
|
Что же мы можем сделать для птиц?
Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.
|
Покормить.
|
Практическая работа.
|
У вас на столах лежат пакетики с семенами. Рассмотрите. Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
Чем можно угощать птиц зимой.
Каждой команде я даю названия корма ( семена арбуза, тыквы, подсолнечника, пшено, пшеница, овёс, кусочки сала, черёмуха и т.д).
Задание: “Покормить свою птицу ”… (на доске прикреплены 2 птички. Выбрать с ЮМ. Дети по очереди крепят к птице название корма)
Молодцы!
Как ведут себя птицы во время морозов?
|
Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
|
|
Давайте сделаем вывод:
|
те птицы, которые приспособились к холоду, находят корм сами или их подкармливают люди – выживают. А мы обязательно им в этом должны помочь.
|
Подведение итогов. Чтение детьми стихотворения.
(по 1 строке каждый ребёнок)
|
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
В конце занятия дети раскрашивают зимующих птиц .
|
|
Рефлексия:
|
Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?
|
- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке.
|
|
Достигли ли вы поставленной перед вами цели?
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.
|
-Да.
|