Воскресенье, 28.04.2024, 21:47
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ с. Олекан

Воспитание
Условия обучения
Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » методические разработки

Урок русского языка в 7 классе "Морфологический разбор союза"
27.01.2017, 03:00

Урок русского языка в 7 классе Морфологический разбор союза

Автор: Филинова ЕЮ учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Олекан 


Урок сопровождается презентацией.     В приложении прилагаются "Рабочий лист для ученика" для практической работы и самоанализ урока. 
 

№ слайда

 


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
1 
  
  
  
  
2 
презентация 
  
  
  
  

  

  
  1


  
  
  2

 

3

 

4

 

5


 6

7

8

 9

10

11

12

13


  
14
  
15

 

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

Цели предметные: 
1. систематизация знаний о союзе как части речи; 
2. знакомство с порядком морфологического разбора союза; 
3. формирование умения делать морфологический разбор союза; . 
  
Цели личностные: 
1. формирование умения наблюдать, делать выводы и умозаключения; 
2. совершенствовать УУД: 
- поиск и выделение необходимой информации; 
- умения структурировать знания; 
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; 
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 
  
Цели метапредметные: использование понятия союза, как средства художественной изобразительности, примеры по творчеству Пушкина.  
  
Ход урока: 
Здравствуйте! Садитесь!

 «Как хочется жить не печалясь,

Друг другу улыбки даря,

Чтоб все на планете встречались,

«Союз» как пароль говоря.

В нем слышится честь и отвага,

Ты сердцем его улови.

Оно как поднятие флага

Во имя добра и любви.

Пускай же по этому слову

Повсюду друзей узнают.

Пускай оно снова и снова

             Летит над землей, как салют»

 

Беседа:  Сегодня нам предстоит продолжить изучение союза, повторить то, что уже известно, познакомиться с новым материалом, правильно поставим цели урока, сформулируем задачи.

Сейчас вам предстоит выполнить небольшую тестовую работу, сделать её быстро и качественно.

Слайды презентации:

 - Ответы учеников. (фронтально работаем устно)

  

Итог повторения: Как вы думаете, зачем мы сейчас повторили всё о союзе? Какую тему нам предстоит изучить, чтобы упорядочить знания о союзе?

(Морфологический разбор союза)


игра   «найди свою группу»

сочинительные

подчинительные

и 
 однако 
или 
но 
зато

Чтобы 
Если 
Когда 
Едва 
Как 
Будто

Не только …, но и 
То …, то… 
Как …, так и … 
Либо …, либо … 
 

Потому что 
Оттого что 
Так как 
Для того чтобы 
Как будто

  
Итак, Сделаем вывод:  
Что такое союз как часть речи? В каком порядке можно рассказать о союзе? 
Порядок морфологического разбора союза. 
1. Для чего служат. 
2.По значению и употреблению – сочинительные или подчинительные. 
3.По строению – простые или составные. 
  
Практикум 
1) Найдите союзы. Выполните морфологический разбор союза. Постройте схему. Расставьте знаки препинания. 

Итак, составим отчет о проделанной работе: 

1. Как вы понимаете, что такое порядок морфологического разбора? 
  
Рефлексия:

3. Что нового вы узнали сегодня? Что вызвало трудности?

Поставьте себе оценку за работу на сегодняшнем уроке. 
  
Спасибо за внимание!

 

 

 


Приложение 1 
Лист ученика к уроку русского языка в 7 классе 
По теме "Порядок морфологического разбора союза" 
Практическая работа 

Фамилия ученика _________________________ 

1. Наведите порядок! 

и однако чтобы потому что едва 
оттого что если не только …, но и… зато 
то …, то… когда будто как 
либо …, либо … как …, так и так как 
для того чтобы или но как будто 

2. Порядок морфологического разбора союза: 
1. Для чего служат?_______________________________________________________________ 
2.По значению и употреблению – ___________________________________________________ 
3.По строению –___________________________________________________________________. 
3. Практикум 
1) Найдите союзы. Выполните морфологический разбор союза. Постройте схему. Расставьте знаки препинания. 
2) Найдите союзы. Для чего они служат? Объясните при помощи схемы. 
В любое время года как в Северном, так и Южном полушариях можно увидеть неровную и неяркую полоску света, прочерчивающую весь купол неба. 
3) Найдите союзы. Для чего они служат? Объясните при помощи схемы. Выполните морфологический разбор союза. 
Мы видим Млечный Путь сбоку, так как солнечная система находится на самом краю этого космического мира. 
4). Найдите в тексте союзы, определите их разряд по значению. 
Одиссей – единственный из смертных, кто слышал пение сирен и остался в живых. 
Он заставил своих гребцов залепить уши воском, и они на время оглохли. 
Себя же приказал приковать к мачте. 
5). Укажите цифры, на месте которых нужно поставить запятые. Выполните морфологический разбор союзов. 
Когда Одиссей (1) через двадцать лет (2) вернулся в Итаку(3) богиня Афина превратила его в нищего(4) чтобы он смог незаметно пробраться в свой дом. 
6) Вставь на место пропуска нужное слово: 
Не иди путями бессмертных, если в тебе бьется смертное сердце и течет в жилах человеческая кровь. … у тебя в груди тлеет уголь любознания, вложенный человеколюбивым титаном Прометеем, насыть его песнями Гомера и Гесиода, которые им напели легкокрылые музы. (Немировский А.И.). 

1. Однако. 
2. Но если. 
3.Может быть. 
4. Кажется. 
Какую роль в этом случае играет союз? 

Отчет о проделанной работе: 

1. Как понятия Хаос и Порядок проявляются в языкознании? 
2. Как вы понимаете, что такое порядок морфологического разбора? 
3. Какие этапы в морфологическом разборе союза важны для упорядочения знаний об этой части речи? 
Фамилия ученика _________________________ 
Самооценка ______________________________ 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2 
Самоанализ урока 
Урок проведен в общеобразовательном классе по программе Лодыженской. Тема урока соответствует тематическому учебному плану. Это урок – объяснения новой темы, поэтому его цели следующие: 

Цели предметные: 

систематизация знаний о союзе как части речи;

знакомство с порядком морфологического разбора союза;

  1. Формирование умения делать морфологический разбор союза;
  2. формирование навыка постановки запятой в простом и сложном союзном предложении.

Цели личностные: 
1. формирование умения наблюдать, делать выводы и умозаключения; 
2. совершенствование УУД: 
 

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • знаково-символические действия;
  • умения структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Цели метапредметные: . 
использование картины Саврасова «Грачи прилетели», наблюдение за изменением природы, работа с текстом к картине.


Для достижения целей урока были использованы следующие методы и приемы
 

  • беседа
  • опознание определенной части речи в тексте
  • разбор части речи
  • частичный разбор предложений
  • построение схем
  • лингвистические задачи (по аналогии с заданиями в ЕГЭ)

На этапе практической совместной работы по освоению данной темы ученики выполняли задания репродуктивного и поискового характера, с опорой на порядок морфологического разбора. 

Чтобы достичь понимания изучаемого материала, во-первых, работа выстраивалась в следующей логике: задание параметров – самостоятельное выполнение – самопроверка по образцу. Во-вторых, на уроке для закрепления нового учебного материала были предложены задания, которые требовали применения новых знаний. В-третьих, не менее важно задействовать один из психологических механизмов обучения – состояние эмоционального успеха. Для этого уровень заданий должен соответствовать уровню познавательных способностей учеников и возрастному эмоциональному восприятию. 
Дидактический материал подобран по анализу картины «Грачи прилетели.
На уроке реализованы поставленные цели. Ребята работали продуктивно, активно, уровень ответов показал хорошее владение изучаемым материалом. 
 

                  Учитель:           Филинова ЕЮ

 

Категория: методические разработки | Добавил: elizaveta
Просмотров: 2589 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Обратная связь
Друзья сайта
запишите детей в первый класс через госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz