Понедельник, 13.05.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ с. Олекан

Воспитание
Условия обучения
Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » методические разработки

Тренинговое занятие «Профилактика эмоционального выгорания у специалистов»
17.01.2017, 06:49

 Тренинговое занятие

 «Профилактика эмоционального выгорания у специалистов»

 

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека (К.Маслач).

 «Синдром профессионального выгорания» - это отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека (В.В.Бойко).

Люди, подверженные эмоциональному выгоранию, не могут полноценно выполнять свою работу, обращающиеся за помощью посетители вызывают раздражение, апатию.

Социальные педагоги, педагоги-психологи и специалисты по опеке и попечительству входят в группу профессий, специфика которых вызывает профессиональное выгорание.

Также, посещая проблемные семинары, специалисты неоднократно выражали потребность в получении психологической помощи в связи с напряжением, получаемым на работе.

Таким образом, мы считаем целесообразным включать в проблемный семинар тренинг по профилактике эмоционального выгорания.

Целевая группа: специалисты по защите и охране прав детства.

Цель: профилактика эмоционального выгорания у специалистов.

Задачи: улучшение эмоционального состояния, повышение настроения.

Тренинговое занятие является завершающим в проблемном семинаре. Занятие рассчитано на 2-2,5 часа.

Ход занятия:

Вступление ведущего:

Знакомо ли вам состояние, когда работа кажется смертельно скучной, все валится из рук, хочется уйти и ничего больше не слышать и не видеть? Наверное, хоть однажды подобное чувство испытал каждый, но, если оно возвращается снова и снова, скорее всего это первые признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

«Эмоциональное выгорание» - это ответ организма на хроническое и эмоциональное напряжение.

В зону риска СЭВ в первую очередь входят учителя, воспитатели, социологи, психологи, священники, журналисты, следователи.

Целью тренингового занятия является профилактика эмоционального выгорания специалистов.

  1. Притча «Старый ослик».

Цель: принятие ответственности, позитивный настрой.

«Старый ослик»

Был у фермера ослик. И упал как-то этот ослик в старый колодец. Фермер думает: «Осла достать практически невозможно, да и старенький он у меня, колодец тоже почти пересох… Позову-ка я соседей, закидаем колодец землей – так двух зайцев убью. Жалко, но что делать…»

Позвал соседей, стали они землей забрасывать. Осел, взревел сначала, а потом затих. Фермеру стало интересно, что случилось. Заглядывает в колодец: ослик, когда на него падает земля, отряхивается, приминает землю ногами, постепенно поднимается все выше, все ближе к краю колодца, через некоторое время и вовсе выбрался из него.

Далее обсуждается с группой смысл притчи. Участники высказывают свое мнение.

Мораль: сколько бы грязи и проблем жизнь на нас сверху не накидывала, отряхиваемся и поднимаемся все выше.

  1.  «Снежный ком».

Цель: знакомство, сплочение группы.

  1. «Щит»

Цель: Раскрытие внутренних ресурсов, самопрезентация.

Упражнение «щит» позволяет участнику занятия остановиться, обратить внимание на свое внутреннее состояние. Упражнение также позволяет лучше познакомить членов группы между собой, т.к. обсуждение рисунков выявляет обычно сходство увлечений или точек зрения нескольких участников.

Моя ассоциация

 

 

Моя жизнь, как…

Я горжусь

Моя цель

 

Каждый участник заполняет «щит» рисунками-символами.

Обсуждение. Рефлексия.

  1. «Из пункта А в пункт Б»

Цель: осознание личностного и профессионального ресурса.

Участникам предлагается проговорить те изменения, которые произошли в их сознании и поведении с момента начала своего профессионального пути. Нужно использовать для этого следующий шаблон: «В начале профессионального пути я был(а)… Теперь я…»

Если участник группы отмечает в себе негативные изменения, то тренер просит переформулировать негативное в правила на будущее.

Обсуждение

Какие чувства вызывает выполнение этого упражнения?

Что мешает при выполнении этого упражнения?

  1. «Оптимист, пессимист, юморист»

Цель: активизация процессов позитивного восприятия жизни.

  1. Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние на работе или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую человек затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний – только факты и действия. 
  2. Участники сдают свои листки тренеру для последующей работы (возможна анонимность).
  3. Тренер зачитывает группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает два наиболее  типичных, имеющих значимость для всех.
  4. Тренер предлагает группе разделиться на две подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп: наполнить каждую историю эмоциональным содержанием – пессимистичным, оптимистичным и с чувством юмора. То есть досочинить историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту, Оптимисту и Юмористу.
  5. Далее каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

Обсуждение

После того как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

  1. «Дракон, Самурай и Принцесса»

Цель: снятие усталости, активизация группы.

Тренер делит участников на две команды и предлагает им встать в шеренгу друг напротив друга. Командам говорится, что в этой игре есть три персонажа: дракон, самурай и принцесса. Дракон рычит и нападает, самурай разрубает мечем воздух, а принцесса падает в обморок. Дракон похищает принцессу, принцесса околдовывает самурая, а самурай побеждает дракона. Командам нужно посовещаться и решить какого персонажа они все вместе по сигналу тренера будут показывать. После сигнала тренера участники одновременно показывают выбранного персонажа. Очко получает та команда, чей персонаж окажется сильнее.

  1. «Посудомоечная машина»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Группа делится на две части, встают в шеренгу друг напротив друга. Тренер вызывает желающего и предлагает ему представить себя какой-либо посудой и описать как его надо помыть. Шеренга является посудомоечной машиной, которая выполняет желание «посуды». Упражнение продолжается до последнего желающего.

Обсуждение. Рефлексия.

  1.  «Я - капитан».

Цель: создание образа себя - будущего, взявшего ответственность за свою жизнь.

 Для выполнения этого упражнения необходимо устроиться в удобном месте сидя, полулежа или лежа. Хорошо, если есть возможность включить тихую приятную музыку.

Расслабьтесь тем способом, который вам ближе и приятнее. Дышите ровно, глубоко, медленно... Как во сне... Когда вы почувствуете, что  тело полностью расслабилось, напряжение исчезло, - сконцентрируй Представьте себе комнату: длинную-длинную, пустую и светлую...

Вы входите в комнату и ощущаете ее огромность... Она такая большая, длинная, высокая...

И вы замечаете дверь... И открываете ее... И перед собой вы видите безбрежное синее море... Вы чувствуете много света и солнца... Вы слышите свежий морской ветерок... И вы видите перед собой белый пре­красный корабль...  вы видите свежий лак на его деревянных частях... Вы вступаете на палубу этого корабля... И чувствуете, как она раскачивается на волнах... Вы замечаете две или три мачты...  смотрите на них... И видите паруса, наполненные ветром... Корабль чистый и красивый... И все здесь вам нравится... И вы думаете: «Кто же ведет этот корабль?» И видите рубку, где стоит капитан в белой фуражке... Он стоит у руля... И вы под­ходите... И происходит нечто удивительное: вы видите, что он снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к борту и вы слышите его голос: «Корабль - твой... Я ос­тавляю его тебе...»... исчезает. Это ваш корабль... И вы можете сами выбирать, что делать... Вы можете спуститься вниз и предаться сладкой лени.... Вы можете выпустить руль из рук...

А можете взять штурвал в свои руки... Вы поднимаетесь, берете капитанскую фуражку, надеваете ее на свою голову...  становитесь за штурвал и берете его в свои руки... Вы стали капитаном этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм, бурю, - навстречу солнцу, навстречу людям... Берите на себя ответственность за свой курс!

Ведите свой корабль уверенно! Имя вашего корабля - жизнь.

Вы спокойны. А когда вы спокойны - вы красивы, когда вы красивы -

 Вас любят... Когда вас любят — вы счастливы. Вы спокойны... Вы уверены.   Вы свободны... Вы - хозяин своей жизни!

  1. Заключительное упражнение «Самое уникальное существо в мире».

Цель: осознание уникальности себя.

 Тренер говорит, что покажет сейчас группе самое уникальное создание в мире. Для этого всем участникам нужно закрыть глаза. После этого тренер берет зеркало, подходит ко всем участникам по очереди, подносит зеркало, просит открыть глаза и произносит: «Посмотри, перед тобой самое уникальное создание в мире». 

 

Рефлексия занятия.

Прощание.

 

 

Категория: методические разработки | Добавил: elizaveta
Просмотров: 358 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Обратная связь
Друзья сайта
запишите детей в первый класс через госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz