Содержание
1. Что такое летопись?
2 . Учредитель летописи, его обязанности.
3. Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность.
4. С чего начать работу над летописью?
5. Структура летописи, порядок ее ведения.
6. Электронный вариант Летописи.
7. Сбор и обработка материалов.
8. Значение Летописи школы.
1. Что такое летопись?
Каждому культурному человеку хорошо известны исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Это летописи – самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.
Впоследствии летописи не только отражали исторические сведения, но и включали записи о современных летописцу событиях по годам.
В нашем случае летопись – это рукописный текст истории и современной жизни школы в хронологической последовательности.
В летописи регулярно фиксируются сведения о значимых событиях данного образовательного учреждения по учебным годам: с 1 августа текущего года по 31 июля следующего года.
Летопись школы содержит:
1. Статистические данные об ОУ:
- Количество учащихся на 1 сентября, в целом и по классам.
- Первый класс и их классный руководитель (с приложением фото).
- Выпускной класс и их классный руководитель (с приложением фото).
- Количественный и качественный состав педагогического коллектива (с фиксацией динамики: кто принят на работу, кто уволен, образование, категория, стаж, средний возраст, юбилейные даты …)
- Администрация школы (с фиксацией динамики).
- Итоги учебного года.
2. Сведения об организациях и коллективах, действующих в рамках ОУ, значимые вехи и достижения в их деятельности; ФИО руководителей, начало и конец их деятельности (профсоюз, ученическое самоуправление, дополнительное образование, технический и обслуживающий коллектив).
3. Учебные, трудовые, спортивные, творческие и иные общественно значимые достижения учащихся.
4. Профессиональные достижения педагогов.
5. Решения администрации и органов ученического самоуправления, касающиеся жизнедеятельности школы.
6. Публикации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с историей и современным положением ОУ.
7. Важнейшие события в жизни школы: их описание, фото, видео.
2. Учредитель летописи, его обязанности
Учредителем летописи является администрация образовательного учреждения.
В ее обязанности входит:
• принятие решения о создании летописи и составе авторского коллектива (составителей);
• регистрация данного документа;
• обеспечение составителей информацией, находящейся в компетенции администрации ОУ;
• содействие составителям в сборе информации об учреждении и физических лицах, имеющих отношение к данному ОУ;
• в установленные сроки инвентаризации проверка наличия летописи как документа ОУ.
3. Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность
Состав авторского коллектива (составителей летописи) утверждается совместным решением педагогического и ученического коллективов.
В него входят:
- Руководитель авторского коллектива.
- Дизайнер – оформитель.
- Редактор Летописи
- Фотограф
- Куратор совета по Печати
- Администратор сайта
- Лидер совета по Печати
- Библиотекарь
- Руководитель краеведческого кружка или школьного музея.
- Заведующий ИРЦ или учитель информатики.
На общественных началах в него могут войти краеведы, представители администрации, совет по печати ученического самоуправления, учителя, школьники, выпускники, учителя-ветераны - все кто заинтересован в написании Летописи школы.
Очень важно, чтобы у авторского коллектива (составителей) летописи имелась возможность работать с современными техническими средствами: компьютером, сканером, принтером. С их помощью любой письменный или печатный документ, а также фотоархив станет доступен каждому, желающему его увидеть.
Составители летописи создают цифровую базу данных по истории школы по каждому году (фотоархив, видеоархив, архив СМИ, портфолио школы (грамоты, дипломы), годовые и промежуточные отчеты и т.д.).
В каждом классе член совета по печати ведет летопись класса, по окончанию школы она сдается в школьный музей.
Летопись школы ведется в бумажном и электронном вариантах. Бумажный вариант в формате книги хранится в школьном музее. Электронный вариант имеет две формы: печатную, которая хранится в библиотеке, и веб-ресурс, расположенный на сайте школы в открытом доступе.
В установленные администрацией ОУ сроки составители готовят отчет о проделанной работе за год и перспективах дальнейшей деятельности по созданию летописи.
4. С чего начать работу над Летописью
Работа над Летописью начинается
1) С подготовки к сбору и систематизации материалов:
предварительное знакомство с историей школы;
составление плана работы;
распределение обязанностей между членами творческого коллектива.
2) Изучение литературы и других информационных источников:
• административные книги, журналы, газеты;
• нормативные акты, отчеты;
• архивы школы и района;
• семейные документы;
• свидетельства и воспоминания учителей-ветеранов, выпускников школы.
5. Структура летописи, порядок ее ведения
Структуру летописи разрабатывает авторский коллектив (составители) и утверждает педагогический совет и совет ученического самоуправления.
Как правило, летопись состоит из трех основных частей:
- Историческая справка
- История школы.
- Летопись (хроника) современного этапа развития школы.
Возможно написание отдельной главы «Люди и судьбы» о директорах и педагогах школы, известных выпускниках.
8В соответствие с российским законодательством, статус документа имеет бумажный вариант летописи, который регистрируется как локальный документ ОУ.
Летопись ведется в следующих формах:
- Летопись школы - тетрадь – черновик (рукописный вариант)
- Летопись школы – книга (рукописный вариант).
- Летопись школы (печатный вариант)
- Электронная Летопись школы (страницы подсайта на сайте школы или самостоятельный сайт).
Все записи в тетради и книге ведутся с указанием даты события, текста информации о прошедшем событии.
Источники информации могут быть официальными и неофициальными, письменными и устными, представлены в виде фото-, видео- и аудиозаписей. Каждый источник информации имеет свое значение, степень достоверности и значимости.
На титульном листе летописи помещаются сведения о современном названии ОУ с указанием района, края и времени начала ведения данного документа. При полном заполнении предыдущей книги летописи работа продолжается в следующей. В этом случае на титульном листе летописи под названием ОУ указывается ее номер (книга 1, книга 2, книга 3 и т. д.).
Летопись школы - книга заполняется черными чернилами, ровным красивым почерком, буквами средней величины. В тексте не должно быть исправлений, зачеркиваний. Записи ведутся с двух сторон листа. Страницы проставляются в верхнем внешнем углу. Повысят ценность собранных материалов сопровождающие их фотографии, подлинники (ксерокопии) документов.
В разделе «Историческая справка» приводится литературно обработанный текст истории образования на селе, с момента его основания.
В исторической справке рекомендуется отражать следующие сведения: место расположения ОУ, контактную информацию, дату основания ОУ, изменения в названии.
Во второй части летописи на втором листе книги летописи помещаются следующие сведения: ФИО, должность ответственного за ведение книги – Летописи школы, период, в который он вел записи.
В разделе современная хроника, в центре строки крупным шрифтом выделяются цифры с обозначением учебного года (2007-2008, … 2015-2016 и т. д.).
Дата событий выделяется цветными чернилами, либо в тексте, либо в его начале.
1 января ___________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Записи ведутся в порядке хронологии. В начале – события с известными датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не известен месяц – событие записывается в конце года. Записи в книгу летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза в квартал) в хронологическом порядке.
6. Электронный вариант Летописи школы
Одновременно с бумажным вариантом летописи, по возможности, ведется ее электронная версия. Она должна полностью дублировать бумажный текст. При этом условии электронная версия является полноправной авторской копией летописи. В случае утраты бумажного варианта она должна быть восстановлена на основе ее электронной копии.
После окончания и сдачи в музей школы очередной книги Летописи, ее печатная электронная копия записывается на цифровой носитель в двух экземплярах и дальше передается по одному экземпляру в библиотеку и администрацию ОУ. В библиотеке школы также хранится печатный вариант Летописи школы, с которым могут знакомиться учащиеся.
7. Сбор и обработка материалов
Основными источниками для создания летописи являются документальные источники, полученные из архивов и музея. Сбор материалов предполагает выявление сведений о школе из административных книг, школьных журналов, газет и различных информационных материалов. Нужно быть готовым к тому, что во многих случаях информацию придется собирать буквально по крупицам, особенно за уже прошедшие периоды. Для того чтобы восполнить «белые пятна» в истории школы, с наибольшей полнотой запечатлеть знания односельчан-выпускников о своей школе и довести их до потомков, краеведческий фонд пополняется неопубликованными краеведческими документами. Это машинописные и рукописные материалы, фотографии, архивные документы или их копии из личных семейных архивов, слайды – презентаций отчетов, видео- и аудиозаписи, иллюстративный материал. Это могут быть воспоминания, дневники, письма, рисунки, автобиографии педагогов, характеристики – с пометкой «со слов». Сбор такого материала у местных жителей осуществляется на добровольных началах. Каждый «вклад» подлежит обработке: регистрации, редактированию и определению места хранения в архивном фонде.
Регистрация таких документов, как единицы хранения, осуществляется в специальной тетради. При регистрации необходимо проставить число, инвентарный номер поступившего документа, указать его название, точное имя, отчество и фамилию автора, вид документа, аннотацию, способ приобретения документа (подарен, обнаружен случайно и т. п.). Если это копия, то указать место, где хранится подлинник, а также сослаться на автора – составителя описания.
Если дается ссылка на рассказ очевидца, то необходимо указать его фамилию, имя, отчество, год рождения и адрес проживания. Документы хранятся в папках. Фотографии – в конвертах, в вертикальном положении, отдельно каждый снимок. Как самостоятельные единицы хранятся материалы, которые ввиду большого объема не вошли в текст самой летописи (аудиозаписи, видеоряд, фотографии, отдельные обзорные и тематические материалы).
Существенную помощь в пополнении исторической части летописи может оказать использование Интернета.
8. Значение летописи школы
Представленная в летописи информация относится к материалам повышенного спроса. В целях широкой популяризации собранных в ней сведений и одновременно сохранности подлинников документов составители могут предложить создание на основе этих материалов печатных изданий.
Информация, представленная на страницах газет, в сети Интернет поднимет авторитет, значимость и самой летописи, и ее создателей, привлечет к работе по восстановлению и изучению истории школы всех заинтересованных лиц.
Электронный вариант летописи размещается в Интернете, на сайте школы,
обеспечивая доступ к ней как можно большему количеству людей, интересующихся этой темой.
Созданная Летопись школы – это не просто перечисление исторических событий. Это памятник нашей духовной культуры, историческое наследие для потомков. Летопись школы это уникальное издание и ее написание большая ответственность для авторов.
|