ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
стр.
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
|
Основная часть
|
6
|
1
|
Летопись школы
|
6
|
1.1
|
Начало, начал …
|
6
|
1.2
|
От Летописи села к Летописи школы
|
6
|
1.3
|
Летопись старой школы
|
6
|
1.4
|
Летопись новой школы
|
7
|
1.5
|
Люди и судьбы
|
8
|
1.6
|
Электронная Летопись школы
|
9
|
1.7
|
Виртуальный музей школы
|
9
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
11
|
|
Список использованных источников
|
11
|
|
Приложения:
|
11
|
1
|
Анкета и результаты ее обработки
|
|
2
|
Списки директоров и учителей школы
|
|
3
|
Судьбы и люди
|
|
4
|
Архив Филиновой Н.М.
|
|
5
|
Мемориал жертвам репрессий
|
|
6
|
Структура виртуального музея
|
|
7
|
Сайт УПБ
|
|
8
|
Природа Малой Родины. Эколого-биологический лагерь
|
|
9
|
Сайт Лидер
|
|
10
|
Видеоархив
|
|
11
|
Всероссийская Образовательная выставка
|
|
12
|
Воспоминания выпускников и педагогов
|
|
13
|
Сайт школы (в сети Интернет)
|
|
14
|
Летопись школы (бумажный вариант)
|
|
15
|
Портфолио проекта
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Летят года…,
Стирая в памяти истории страницы.
Ну как же нам остановить их
быстротечный бег?
Даны для этого нам свыше:
письменность и сайта электронные страницы.
В стремительный наш информационный век!
Уходят из жизни люди, унося с собой память о минувших годах из которых складывается история. И может так оказаться, что нашему поколению уже не у кого будет узнать об ушедших в прошлое страницах истории нашей Малой Родины, истории нашей школы.
И чтобы история малой Родины не канула в века, нужно по возможности восстановить прошлое и писать летопись настоящего. Прошлое бывает очень трудно восстановить, а порой даже не возможно; но мы в ответе за сегодняшний день. Поэтому мы взяли на себя ответственность написать Летопись школы с момента ее возникновения и до наших дней.
Многие жители села, в частности выпускники старой школы, хотят знать историю школы с момента ее возникновения, хотят в летописи школы видеть свои фамилии и фамилии педагогов, которые их учили и способствовали развитию не только школы, но и села в целом. Ведь школа всегда была, есть и будет культурным центром села. Недаром в народе говорят, пока на селе есть школа – живет и село.
Таким образом, обозначилась проблема, состоящая в том, что существует определенный интерес к материалам Летописи школы, со стороны выпускников школы, педагогов, учащихся и их родителей и отсутствие свободного доступа к материалам Летописи, а также наличие «белых пятен» в содержании Летописи, недостаточная полнота информации, как по отдельным школьным событиям, так и конкретным личностям.
Решить данную проблему сможет наш проект. Тема проекта: «Школьный сайт как электронная Летопись школы».
В связи с этим, считаем, что тема проекта актуальна.
Практическая значимость проекта заключается в том, что мы пишем не просто Летопись школы, которая будет храниться в школьном музее; а на основе ее создаем электронную Летопись, которая будет расположена на сайте школы и доступна всем заинтересованным лицам. Открытый доступ к материалам электронной Летописи школы даст нам возможность пополнения и корректировки информации представленной в Летописи, т.е. приобщение к ее написанию всех кому не безразлична история школы. Выход на сайт школы выпускников, учащихся и педагогов, которые работали в нашей школе в разные годы, позволит им быть в курсе событий происходящих в школе, знакомиться с достижениями школы, а нам позволит увеличить посещаемость сайта. Электронная Летопись школы и сайт школы в целом позволит нам получать отзывы о нашей работе, расширить круг контактов с выпускниками, узнать об их дальнейшей судьбе, профессиональных и личных достижениях. Это даст нам возможность сделать полноценный раздел электронной Летописи – выпускники школы.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что в электронной летописи в хронологической последовательности будет отражена история развития школы.
Объект исследования – сайт МБОУ СОШ с. Олекан Нерчинского района
Предмет исследования – Летопись школы
Цель проекта: разработать и создать на основе ИКТ на сайте школы электронную Летопись, как составную часть виртуального школьного музея по Малой Родине, для обеспечения свободного доступа к содержанию Летописи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать имеющиеся информационные ресурсы по истории школы.
- Выявить факты, личности, события, связанные с историей становления и развития школы;
- Восстановить историческую хронологию событий с целью создания Летописи школы.
- Создать электронный банк данных: фотоматериалы, документы; списки учителей и директоров, работавших в школе в разное время, воспоминания выпускников и педагогов, автобиографии учителей, отзывы о школе и т. д.
- Систематизировать, обобщить и оформить имеющийся и собранный материал по истории школы, с момента ее основания и по настоящее время.
- Определить направления поиска информации по истории школы и вовлечь в поисковую деятельность по этим направлениям учащихся и всех заинтересованных лиц.
- Принимать активное участие в информационном сопровождении школьного сайта, т.е. продолжать писать современную историю школы.
- Изучить возможности школьного сайта для создания электронной Летописи.
- На школьном сайте создать электронную летопись школы как составную часть виртуального музея по Малой Родине, обеспечив к ней свободный доступ и возможность комментирования и пополнения информацией.
Важной личностной задачей для меня стало развитие умений и навыков исследовательской, поисковой и проектной деятельности, изучение документов семейного архива, выяснение роли моих родственников в развитии образования на селе, а также повышение ИКТ компетентности при работе с конструктором сайтов.
Гипотеза: если на школьном сайте будет создана электронная Летопись школы, то это обеспечит возможность сделать ее более точной, полной, а главное доступной для широкого круга пользователей.
Кроме того, мы считаем, что школьный сайт сам, по своей сути, является виртуальным музеем истории развития школы. В этом плане наша работа является исследовательским проектом, т.к. главным ее результатом является получение определенного продукта проектной деятельности – электронного информационного образовательного ресурса, очень значимого для нас, нашей школы и жителей сел, хотя и виртуального.
При выполнении работы мы использовали как теоретические, так и эмпирические методы исследования:
- теоретические (историко-логические, анализ, обобщение, систематизация);
- эмпирические (моделирование, изучение архивных материалов школы и школьного музея, беседы и опросы жителей села – выпускников школы, педагогов – пенсионеров, родственников учителей ветеранов школы, интервьюирование очевидцев событий).
Результат работы: исследуя исторические архивные источники, дополняя их воспоминаниями очевидцев и опросами родственников педагогов, составлена летопись школы - описание в хронологической последовательности событий и фактов истории развития образования на селе; описание жизнедеятельности тех, кто руководил школой и кто осуществлял педагогическую деятельность.
В своей работе мы использовали современные информационно-коммуникационные технологии для поиска, сбора и хранения информации, так и для представления результатов на школьном сайте в форме электронной летописи.
Данным проектом мы хотим внести свой вклад в изучение своей Малой Родины – села Олекан, чтобы последующие поколения не только знали историю нашей школы, но и могли её продолжить, как на страницах школьного сайта, так и в бумажном варианте.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Летопись школы
У всего есть своё начало, свои истоки. Такое начало есть и у нашей Летописи. В этом разделе работы мы расскажем, как создавалась наша Летопись. Ведь создание Летописи школы – это тоже история нашей школы. В создании школьной летописи нами было выделено несколько этапов.
1.1 Начало, начал …
1 этап возникновение интереса к истории школы и желание увековечить ее, создав Летопись школы – 1994 год.
Идея написания Летописи школы впервые появилась еще в 1994 году, когда заканчивалось строительство новой школы. В этот период учителям школы было предложено написать автобиографии, которые сохранились в архиве школы и оказались ценным материалом для нашей работы. Однако в то время не нашлось человека, который возглавил бы данную работу.
1.2 От Летописи села к Летописи школы
2 этап Летопись школы как составная часть Летописи села Олекан: 2005 – 2010 г.г.
Уже в новой школе, когда отмечался ее 10-летний юбилей, вопрос о написании школьной летописи был поднят заново. В связи с этим в 2004 году в школе начал работу краеведческий кружок. Первое направление его работы – это история села.
В 2005 году, в год 100-летия образования на селе в работе кружка получило развитие и направление по истории школы. Эти два направления были тесно взаимосвязаны, т.к. история школы является частью истории нашей Малой Родины.
1.3. Летопись старой школы
3 этап начало работы над Летописью «старой школы»: 2010 -2012г.г.
В период с 2010 по 2012 г.г. основным направлением в работе краеведческого кружка стала работа над Летописью «старой школы».
На основе анализа имеющихся материалов мы попытались воссоздать историю школы второй половины 20 века. Для данной работы использовались документы и статистические материалы, годовые отчеты и планы работы, которые хранятся в архиве школы, книги приказов и отзывов; подшивки газеты «Нерчинская Звезда; грамоты и дипломы, полученные учащимися в разных видах конкурсов и соревнований. Очень много сведений было почерпнуто из устных источников: проводились беседы с учителями – пенсионерами, брались интервью у учителей, которые имеют большой стаж работы в школе (Шелопугина А.Г., Лескова Н.В, Бутина Т.И. Николаева В.А.,.,), выпускников школы (Трофимова В.Л, Эпова М.М.. Киргетова Л.И, Киргетова О.В., Шелопугина А.Г, Божедомова С.Н, Котельникова М.Н и др.). Их воспоминания дали возможность эмоционально окрасить информацию собранную из документов. В исследовательской работе также были использованы фото и видеоматериалы (видеокассеты) из архива школы и личных архивов учителей и выпускников. Все полученные данные были систематизированы, перепроверены и обработаны литературным текстом. Большинство фактов из истории школы, отраженные в летописи, оказались малоизвестными и новыми для учащихся нашей школы и вызвали огромный интерес у учащихся, что очень важно для духовно-нравственного воспитания и формирования чувства патриотизма. В 2011 году в школе был создан музей, который возглавила Воронова М.В. В течение 2011-2012 учебного года кружки работали совместно. Пространство кабинета школьного музея было разделено на 5 зон: крестьянская изба, история села, история школы, детские организации школы, ветераны Великой Отечественной войны. В конце 2012 года была изготовлена книга из листов ватмана: Марина Николаевна самостоятельно сделала переплет и обшила красным бархатом, вписав в нее первые страницы школьной летописи.
1.4 Летопись новой школы
4 этап Летопись новой школы с 1994 по 2014г.г.: 2014год.
В сентябре 2014 в преддверии 20-летнего юбилея школы был разработан проект создания Летописи новой школы с 1994 по 2014 г.г. Реализация проекта была положена в основу работы компьютерного кружка. В течение трех месяцев кропотливой работы, под руководством Шеломенцевой Людмилы Викторовны, в книгу школьной Летописи были вписаны события и факты 10 летнего периода школьной жизни. Большая часть информации за этот исторический период была в электронном виде, поэтому работали в основном с электронными документами и цифровыми фотографиями, использовали статьи, которые отправляли для печати в газету «Нерчинская Звезда», электронные отчеты школы по воспитательной работе. Большую помощь оказали материалы Портфолио школы и школьного сайта. Именно в этот период работы над Летописью школы появилась идея сделать на сайте электронную Летопись школы. Летопись получилась очень полная по содержанию и с большим количеством фотографий.
Бумажный вариант Летописи был создан к празднованию 20-летия школы (22 ноября 2014 года). Выпускники, приехавшие на праздник, с большим интересом рассматривали ее страницы, вспоминали свои школьные годы. У многих было желание приобрести летопись в личное пользование в электронном варианте, даже были попытки перефотографировать ее страницы.
1.5 Люди и судьбы
5 этап возобновление работы над Летописью «старой» школы с 1905 по 1994 г.г.: 2015 г. -…
В июле 2015 года школа отмечала еще одно юбилейное событие 110-летие образованию на селе. К юбилею готовились основательно: были отчеканены юбилейные медали с изображением школы 500 штук, заказана мемориальная доска, которая была установлена на стене здания школы, в день проведения праздника, на надгробия учителей-ветеранов на сельском кладбище прикреплены таблички со словами благодарности от учеников. В социальной сети Одноклассники была создана группа «Юбилей школы», через которую осуществлялась связь с выпускниками и педагогами, которые когда-либо работали в нашей школе. Для почетных гостей были отправлены приглашения. Гости съехались со всех уголков, и не только Забайкальского края. Летопись вновь оказалась в центре внимания большинства гостей. В книге отзывов, давая оценку празднику и делам школы, они высказали предложение дополнить Летопись «старой школы» материалами об учителях и директорах школы. В связи с этим во время праздника гостям школы было предложено заполнить анкету, которая в дальнейшем помогла нам спланировать работу по дополнению Летописи школы (Приложение 1).
Так в 2015 году, после двухлетнего перерыва, была продолжена работа над Летописью «старой школы». В этот период велась большая переписка (в основном по электронной почте) с педагогами, которые работали в нашей школе и были на юбилее школы, с родственниками учителей ушедших из жизни. Для встречи и бесед с родственниками во время каникул было организовано 4 выезда в соседние села Илим, Знаменка, Олинск и в г. Нерчинск. Составлен полный список всех директоров и учителей, работавших в школе в разные периоды ее развития. (Приложение 2) В настоящее время сделано описание жизнедеятельности 10 педагогов, которые уже ушли из нашей жизни, но все жители села вспоминают о них с большим уважением. Приложение 3 (из Летописи школы)
С помощью семейного архива Филиновой Надежды Максимовны была собрана и оформлена информация о Михайлове Максиме Анисимовиче, который был одним из первых учителей в Олекане и 15 лет директором школы. Во время репрессий в 1938 году он был арестован по ложному доносу и расстрелян. Место захоронения было неизвестно. Приложение 4. Голобоковой Зинаидой Фиофиловной были переданы в музей фотографии мемориального комплекса жертвам репрессий. На железной оградке этого комплекса фотографии без вины расстрелянных и реабилитированных. Среди них и фотография Михаила Анисимовича. Приложение 5
1.6. Электронная Летопись школы
6 этап Электронная Летопись школы с 1905 год - …: 2016 год
В текущем 2016-2017 учебном году мы решили параллельно бумажному варианту создать электронный вариант Летописи школы, пополнив их своими исследованиями, которые позволили заполнить некоторые «белые пятна» по истории развития нашей школы.
Работа велась при тесном взаимодействии двух кружков дополнительного образования: компьютерных технологий и «Музейного дела», Марина Николаевна оказывала всяческую посильную помощь.
1.7 Виртуальный музей школы
7 этап Школьный сайт как виртуальный музей школы: 2017 год
Работая с электронной летописью школы на кружке по информационным технологиям, мы решили объединить материалы Летописи школы с Летописью села, создав, таким образом, на сайте школы виртуальный музей школы.
На кружке был разработан логотип, который отражает основное содержание музея и показывает, что его материалы доступны с любого гаджета, который подключен к Интернету: телефона, компьютера, планшета.
Так же разработали структуру и организационную форму музея. (Приложение 6)
Информации для заполнения страниц виртуального музея было очень много. Ее нужно было систематизировать и представить в наглядной и удобной для навигации форме на сайте школы.
Основная часть материалов по Летописи села была собрана еще в 2006 году. Учениками нашей школы был разработан «Путеводитель по с. Олекан». Эта работа была признана одной из лучших на областной НПК «Музей и дети», заняла 1 место в областном заочном конкурсе «Малая Родина», что позволило Горбачевой Олесе представить ее на всероссийском конкурсе «Моя малая Родина» в г. Москве.
В нашем распоряжении был уже практически готовый раздел по истории ученической производственной бригады - электронное Портфолио УПБ в виде сайта. Сайт УПБ был создан в 2012 году, над его созданием работала Муту Арина, которая представляла УПБ нашей школы на краевых агрослетах. И уже третий год информационным сопровождением этого сайта занимаюсь я, так как представляю команду школы в номинации – бригадир на агрослетах. История УПБ это одна из важных страниц школьной Летописи, т.к. школа имеет неофициальный статус Агрошколы. А у УПБ школы уже солидный исторический возраст – 30 лет. (Приложение 7)
История детских организаций школы это еще одна интересная страница Летописи школы. Информация по этому разделу была собрана, оцифрована и представлена в форме Проекта сайта «Моя детская организация» Ван-ку-чин Анной и Эповой Дарьей. Данный электронный проект вместе с Проектом «Природа родного края» Наседкиной Татьяны участвовали во всероссийском этапе «13 международного Фестиваля «Детство без границ» в 2011году. (Приложение 8,9)
В разделе видеоархив виртуального музея собраны видеопроекты, выполненные учащимися на кружке «Комп Ас» по различным направлениям работы школы. Для этого на ютубе создан канал « Творческая видеостудия МБОУ СОШ с. Олекан». (Приложение 10)
В разделе СМИ мы создали архив, в который собираем электронные копии газет со статьями о нашем селе и школе.
Современный этап развития школы (последние два года) представлен непосредственно на страницах сайта.
Свою летопись в этом году мы презентовали на электронной Всероссийской образовательной выставке. По результатам Выставки школа стала лауреатом и награждена дипломом, медалью и ценным подарком. (Приложение 11)
Вся собранная информация размещается на сайте школы и находится в открытом доступе. С содержанием Летописи школы и Летописи села могут ознакомиться все, кому эта информация важна и интересна.
Электронная Летопись школы – это развивающийся электронный ресурс, она открыта для дополнений, замечаний, комментариев со стороны выпускников школы, педагогов, виртуальных гостей.
Для привлечения выпускников школы к сотрудничеству по уточнению информации, содержащейся в Летописи и заполнения еще существующих «белых пятен» в истории школы мы создали в социальной сети «Одноклассники» группу «Электронная Летопись школы» и отправили приглашения всем, кто причастен к истории нашей школы. Сегодня на электронный адрес школы поступает информация в форме воспоминаний, которая будет публиковаться в специальном разделе. Из полученных воспоминаний мы берем сведения, которые уточняют или дополняют исторические моменты в развитии нашей школы. (Приложение 12)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект является:
- информационным, т.к. направлен на сбор информации для написания Летописи школы, с целью ее анализа, обобщения, систематизации и представления для широкой аудитории;
- практико-ориентированным так как ориентирован на интересы учащихся, учителей и выпускников, именно они выступают в роли заказчика;
- творческим, так как получено нетрадиционное оформление результатов поисково-исследовательской работы, не только в форме бумажного рукописного издания, но и электронного ресурса;
- исследовательским, т.к. его основа шестилетняя поисково-исследовательская деятельность.
Своей деятельностью мы пытаемся привлечь к написанию электронной Летописи школы всех, кому не безразлична ее история. И как заметили наши ребята, Летопись школы приобрела формат Википедии. В этом тоже просматривается новизна и необычность нашей работы. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии помогают нам в нашей исследовательской и проектной деятельности. В отличие от бумажного варианта Летописи школы, который хранится в школьном музее и для многих недоступен, кроме того содержание его страниц уже нельзя изменить, а можно только продолжать делать описание текущих лет; электронная Летопись школы будет более точной, детальной, а, следовательно, более полной, а главное доступной для широкого круга пользователей. В этом мы видим практическую ценность нашей работы. Кроме того своим виртуальным музеем, который стал неотъемлемой частью школьного сайта мы привлекаем к сайту внимание наших выпускников, даем им возможность быть в курсе событий, происходящих в школе, знать о ее достижениях, участвовать в решении возникающих проблем, способствуем росту посещаемости нашего школьного сайта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Летопись села
- Материалы школьного сайта.
- Портфолио школы
- Книга отзывов
- Школьные журналы
- Книга приказов по школе
- Материалы школьного музея
|